Сокращенное наименование: МБДОУ "Д/с №9 "Алёнка"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников № 9 «Аленка»
Добро пожаловать на официальный сайт
  • 8 (384) 43-5-24-88; 8 (384) 4…
  • mdoudsv9alenka@mail.ru

Воспитательный процесс - Патриотическое воспитание в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях

Добавлено: 28 января 2020 7:19

Патриотическое воспитание в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях

составитель: Мерцалова Наталья Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ "д/с "9 "Аленка"

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают Дошкольное Образовательное Учреждение (далее — ДОУ) развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и нормативно-правовым документам: ‒ Федеральный закон «Об образовании в РФ» ‒ Национальной доктриной образования в Российской Федерации ‒ Концепцией модернизации российского образования ‒ Концепцией дошкольного воспитания ‒ СанПиН от15 мая 2013г.N26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564). 

Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально. Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда — острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, которое на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т. д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях — о Родине. У старших дошкольников акцент делается на формировании чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

 Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому страны средствами эстетического воспитания: музыка, художественное слово. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Значение музыки в развитии личности ребёнка раскрывается в исследованиях Ю. Б. Алиева, И. А. Знаменской, М. Л. Корсунской, Л. Т. Мамедова, Е. В. Николаева, Э. И. Плотица, М. И. Ройтерштейна, В. Ф. Судакова, и др. Л. Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию — это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [8]. 

Концепция музыкального воспитания детей дошкольного возраста Н. А. Ветлугиной создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, стала классической для всех педагогов-практиков, работающих в системе дошкольного образования. Известный педагогический деятель В. А. Сухомлинский отмечает, что: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…»]. Отечественный учёный, композитор и педагог Д. Б. Кабалевский воспринимал искусство «как некую силу, способную не только воздействовать на человеческие эмоции и душу, но и формировать его нравственность и гражданственность. Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел, она должна пронизывать все занятия во всех звеньях, так же как их будут пронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззрение детей, воспитывая их нравственность и душевное благородство». Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии педагога, наблюдения и размышления самих воспитанников, направляемые педагогом, все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи». 

В образовании и воспитании детей дошкольного возраста значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. А.Н Зимина отмечает, что: «Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением». Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное — через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества [3]. 

Всю работу по патриотическому воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях можно разбить на три блока: 

‒ Знакомство детей с произведениями русских классиков ‒ Музыкальный фольклор 

‒ Творчество современных композиторов, пишущих для детей (так называемая детская музыка).

‒ Русская музыкальная классика — это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Эта музыка должна звучать на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности. Задача музыкального руководителя — отобрать те музыкальные произведения, которые доступны пониманию ребенка определенного возраста. Например, в раннем возрасте дети могут и должны слышать такие произведения как «Жаворонок» П. И. Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С.Прокофьева, и другие произведения иллюстративного характера. Эта музыка должна звучать как фон, не стоит акцентировать внимание детей на названии произведения и фамилии композитора. Не останавливаясь на конкретном репертуаре, поясним принцип ознакомления детей с творчеством русских композиторов-классиков. Классическая музыка должна звучать на каждом музыкальном занятии, и не обязательно в разделе «Восприятие музыки». Начиная со среднего возраста нужно обязательно называть произведение и фамилию композитора, подчеркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор. Говорить об этом нужно каждый раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно. Для старшего возраста желательно использовать русскую классику во всех видах музыкальной деятельности, кроме, пожалуй, пения. В этом возрасте особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения. Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора. По мнению Н. Г. Комратова, серьезную помощь в деле патриотического воспитания на музыкальных занятиях может оказать обращение к фольклору. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей]. При знакомстве на музыкальных занятиях с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор. Мы согласны с М. Б. Зацепиной в том, что очень эффективна бывает такая форма работы как творческий проект. Под понятием «творческий проект» подразумевается углубленное, фронтальное, ограниченное по времени изучение какой-либо темы, в данном случае, русского народного творчества. Эта работа решает триединую задачу патриотического воспитания — воспитание любви к Родине, своему народу и к родной природе. Особое внимание заслуживает творчество таких признанных композиторов как: Е.Зарицкая, Г. А. Струве, С. М. Соснин, А. Д. Филиппенко и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т. д. В процессе музыкальных занятий слушание песен военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. Песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых помогают сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и поступками. Решая задачи патриотического воспитания, песенный репертуар должен отражать следующие принципы:

 ‒ «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста) 

‒ Непрерывность и преемственность педагогического процесса 

‒ Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.

 Подбор песенного репертуара по патриотическому воспитанию по программе «От рождения до школы» должен решать следующие задачи. ‒ Образовательные: утверждать социально-значимые патриотические ценности, взгляды, убеждения через воспитание у старших дошкольников патриотических чувств, в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края; совершенствовать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному краю; прививать чувство почитания к традициям родного края, его культуре, историческому и духовному наследию; ‒ Развивающие: прививать интерес к культурному и историческому наследию родного края; стимулировать у старших дошкольников стремление к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накапливать опыт участия в общественно полезной деятельности; вести активную пропаганду по данной теме, освящать через наглядную агитацию. ‒ Воспитательные: воспитывать любовь, уважение к родному краю, гордость за то, что являешься его жителем; формировать бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края; воспитывать эмоционально-деятельностное отношение, чувство сопричастности, привязанности, собственного достоинства и осознания себя частью родного края.

  Литература:

Бурая, Л. В. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов бакалавров. /Л. В. Бурая — Старый Оскол: СОФ НИУ «БелГУ», 2016–78с.

Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н. А. Ветлугина-М.: Просвещение. 2014.-240с.

Зимина, А. Н. Народные игры с пением. — Изд-во: Гном и Д., 2000–64с. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду./

М. Б. Зацепина –Мозаика-Синтез, Москва, 2015. — 125с. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца./ Д. Б. Кабалевский. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1984. — 206 с. Комратова, Н.Г., Патриотическое воспитание детей 6–7 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. — М.: Творческий Центр Сфера, 2007. — 208 с. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед.уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание»/Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н. А. Ветлугиной — 2-е изд., испр и доп.- М.:Просвещение, 1982.-271с. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л. Е. Никонова. — М: Просвещение, 1991. — 112с. Сухомлинский, В. А. О воспитании/ В. А. Сухомлинский. — М.: Политиздат, 1985. — 246с.