Музыкальная гостиная
Вас приветствует музыкальный руководитель нашего детского сада Шадрина Ирина Александровна
Очень важно, чтобы ребенок с самых ранних лет приобщился к музыке, научился ее слушать и понимать. И тут очень многое зависит от особенностей ребенка, от того, насколько развито его восприятие. Известно, что дети откликаются на музыку в первые месяцы жизни: под влиянием музыки младенец оживляется или успокаивается. Какая мать не баюкает своего малыша звуками колыбельных песен? Замечено, что некоторые пьесы Баха или Генделя действуют, не менее эффективно, чем колыбельная мамы.
Проходит год, и ребенок прислушивается к музыке, он уже в состоянии понимать эмоциональное содержание ее: в зависимости от характера музыки малыш грустит или радуется. Года в четыре малыш уже может запомнить мелодию, чувствует ритм, динамику музыки, в состоянии понять несложные музыкальные образы ("гроза грохочет", «солдаты идут»). Интересно, что под впечатлением понравившейся музыки дети могут устроить маленькое представление: они ходят по комнате и поют (иногда держат какой-нибудь предмет перед ртом - подражая певцу, поющему с микрофоном), изображают балет, танцуют, копируя взрослых, и все это живо, возбужденно.
Обратите внимание на то, как слышит и воспринимает музыку ваш ребенок. Составлять домашний музыкальный репертуар следует с учетом сегодняшних возможностей ребенка и уровня понимания. Разумеется, возможности эти будут развиваться, а уровень понимания музыки повышаться. Композитор и критик Б. Асафьев говорил: «Если музыка не услышана – не надо браться за анализ. Услышать - это понять". Конечно, говорил он эти слова применительно к взрослым людям, но они с полным основанием могут быть отнесены и к самым меленьким. Попытайтесь растолковать малышу, то, что он слышит и что переживает, - т.е. проанализируйте музыку (пусть это будут совсем несложные детские пьески или танцевальные мелодии). Но при этом надо соблюдать два условия: во-первых, убедиться, что ребенок музыку слышит, что она производит на него какое-то впечатление (какое?), а во-вторых, вам самим должна нравиться музыка, о которой вы говорите с ребенком. Ведь объяснить музыку очень трудно,тем более, если у вас нет специального музыкального образования. В прочем, и специалисты не всегда находят верные слова, когда пытаются выразить свое впечатление от музыки. Помогает чуткость, желание, чтобы и другой разделил те чувства, которые волнуют тебя.
Какие первые шаги можно сделать вместе с ребенком? Возможно, в вашей фонотеке есть короткие пьесы, музыка которых предельно ярко, точно воспроизводит знакомые, понятные ребенку образы: " Полет шмеля" Н. Римского-Корсакова, "Детская полька " М. Глинки, "Болезнь куклы", «Новая кукла" П.И. Чайковского. Если нет, то их стоит приобрести. Прослушав их вместе с ребенком, спросите его, о чем эта музыка «рассказывает», на что похожи услышанные звуки. Дети угадывают с удовольствием, узнавание доставляет им радость.
В следующий раз попробуйте прослушать две или три коротенькие пьесы, контрастные по звучанию: «Пионерский марш» Д. Кабалевского и «Колыбельную» Р. Шумана. Если вы спросите ребёнка, чем отличаются друг от друга эти пьесы, он, наверное, ответит, что одна веселая, а вторая, спокойная, тихая. Попросите ребенка взять краски и бумагу, и пусть он попытается изобразить свои впечатления в рисунках. Только не подсказывайте, что ему рисовать, - воображение у пятилетнего ребенка развито достаточно хорошо, он может удивить и поразить своим рисунком. Если у ребенка нет навыков рисования, попросите его хотя бы назвать те краски, которые, по его мнению, подходят к грустной музыке и музыке веселой. Как правило, дети соотносят с весёлой музыкой теплые тона - красный, желтый, зеленый, с грустной – холодные - синий, голубой, серый. И в дальнейшем, когда вы будете слушать с ребенком музыку, просите его выразить свои впечатления о ней с помощью красок.
Новый шаг Вы можете сделать, дав ребенку представление о динамических контрастах в музыке. Что это значит? Прослушайте пьесу Э.Грига «Путешествие гномов". Ясно, что сначала гномы приближаются, потом уходят: звучание сначала тихое, потом нарастает, в конце шаги удаляются. Динамическими контрастами отличаются пьесы П. Чайковского из «Детского альбома»: в них звучание построено в разных ритмах и темпах. Бодро и весело маршируют оловянные солдатики, тихо вздыхает кукла в пьесе «Болезнь куклы», с нарастающей и убывающей силой летит в ступе «Баба-Яга». Разумеется, рано ждать от малыша понимания сложной симфонической музыки, но важно слышит ли он ее, воспринимает ли сам характер мелодии, может ли различить, где в музыке возникла танцевальная тема, а где звучит марш, где слышится радость, а где уныние и печаль. Если малыш различает это, значит, вы вместе с ним сделали большие успехи!
Ваши занятия музыкой не должны быть скучными. Призовите на помощь игру. Рассказываете о марше – пусть ребёнок отбивает такт погремушкой или возьмет в руки игрушечного солдатика и заставит его маршировать.
Слушая танцевальную мелодию – хлопайте в ладоши, попробуйте изобразить ритм в движениях, танцуйте.
Обратите внимание на звучание инструментов в музыке, написанной для оркестра, солирует ли скрипка, или духовой инструмент, арфа или барабаны...
Рекомендуем слушать вместе с детьми пьесы: «Болтунья» С. Прокофьева, «Сказка о глупом мышонке» Прицкера, «Четыре песни – шутки» Д. Кабалевского, «Весёлые песни» Ю. Слонимского. «Детский альбом» А. Хачатуряна, детские сказки и др. Следите за детскими музыкальными передачами по радио и телевидению.
Творческих вам успехов в мире музыки!
Подготовила Мерцалова Н.В.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Аристотель писал: «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования».
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе сотрудничества и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.
Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Уже ни для кого не секрет, что благодаря развитию музыкальных способностей ребенок начинает раньше и четче говорить, лучше владеет координацией движений, увереннее чувствует себя на музыкальных занятиях в детсаду и в школе.
Начинать развитие музыкальных способностей лучше всего сразу же после рождения. Конечно, первая учительница в этом деле (как и во многих других) - мама. Когда малыш видит, как мама поет и играет, он хочет ей подражать. Именно так создаются предпосылки к обучению, но главное во всех начинаниях - это желание малыша. Поэтому любые занятия с ним следует проводить только тогда, когда он в настроении.
Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, с помощью которых можно хлопать и топать) обладает каждый человек. Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить: маленькими ударными инструментами. К ним относятся: трещотки, деревянные палочки, небольшие тарелочки, тарелки, треугольники, кастаньеты, различного рода деревянные и кожаные барабаны, бубенцы и другие подобные инструменты.
Шумовые инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям раннего возраста. Как известно, разнообразие шумовых инструментов народов мира велико. Это удивительно красочный ансамбль, да и сам шумовой инструмент выглядит очень нарядно.
Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.
Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа.
Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми просто и мудро: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.
Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расчёска.
Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчеста неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно:
- Бумага (целлофан, пергамент, газета и пр.);
- Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;
- Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);
- Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;
- Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;
- Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.);
- Металлические банки разных размеров;
- Стеклянные бутылки и фужеры;
- Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчёски.
Формирование у дошкольников метроритмического чувства во всех его компонентах (чувство ритма, метра, темпа, формы, ритмического рисунка)- является определяющим для успешного дальнейшего музыкального развития и приобщения их к коллективным формам музицирования. Все компоненты чувства ритма при этом имеют большое значение, но главным является чувство равномерной метрической пульсации и на протяжении всего обучения уделяется пристальное внимание его формированию и развитию. Ошибочно считать, что чувство метра воспитывается само собой. Такие задания как: услышать, отметить его самыми разными способами в инструментальной музыке, речевых и двигательных упражнениях, «звучащих жестах» даются детям на каждом занятии.
Игровой мир озвучен простейшими самодельными музыкальными инструментами, сделанными самими детьми или вместе с родителями из всего, что они могут найти и приспособить для извлечения звуков. Внешний вид и необычное звучание самодельных инструментов еще больше заинтересовал детей
Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.
Итак, игра на самодельных музыкальных инструментах, позволяет ребенку:
- Знакомиться с историей возникновения музыкальных инструментов.
- Развивать музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство.
- Способствовать практическому усвоение музыкальных знаний.
- Формировать качества способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного воображения, индивидуальности восприятия.
- Воспитывать потребность к музицированию.
- Развивать способности детей в креативных отношениях на занятии.
- Учить детей свободно импровизировать, делать экспромты в системе «педагог-ребенок».
- Способствовать воспитанию лидерских качеств личности ребенка на основе самоорганизации и самоконтроля.
Консультацию подготовила: музыкальный руководитель Мерцалова Н.В..
Уважаемые мамы и папы!
Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодии при игре на музыкальных инструментах. Детей отталкивает все монотонное и скучное, поэтому для них имеет значение занимательный характер проведения занятия. Поэтому свои занятия я строю на игровых ситуациях, поскольку игра – насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни. В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере свои способности.
Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.
Я хотела бы предложить Вам небольшую подборку музыкальных игр. Они очень просты и не требуют специальной подготовки, поэтому в эти игры вы можете играть со своими детьми дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.
Учитесь танцевать.
Игровой материал: Большая кукла и маленькие (по числу играющих).
Ход игры: У взрослого в руках большая кукла, у детей – маленькие. Взрослый отбивает ритмический рисунок своей куклой по столу, дети повторяют его своими куклами.
Громко – тихо.
Игровой материал: Два кубика: большой и маленький.
Ход игры:
1-й вариант: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети показывают кубик большой – громко, маленький – тихо.
2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, по мяукать, по хрюкать. Взрослый исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют
«фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу взрослого.
Нарисуй песню.
Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.
Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.
Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.
Громко – тихо запоём.
Игровой материал: Любая игрушка.
Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.
Угадай мелодию.
Игровой материал: записи песен, фишки.
Ход игры: Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Танцы сказочных персонажей.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т. д.).
Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо вести себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие.
Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры.
Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
Составила:
музыкальный руководитель
Мерцалова Н.В.
О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей. Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!
Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у своего ребенка и стараются загрузить его иными видами активности. Почему? Потому что большая часть из них либо сами не посещали уроков музыки в детстве, либо у них остались неприятные воспоминания о самом процессе обучения – их вынуждали это делать в угоду их же родителям.
В наш век информации, родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Однажды начав музыкальное образование ребенка, и не достигнув цели, выбрасывается куча средств, человеческих нервов и времени, которые могли быть инвестированы с большей пользой в другом направлении.
Но самое интересное, взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос «Почему прекратились музыкальные занятия?» звучит практически стандартный ответ: «Ребенок сам не захотел, у него появились другие увлечения».
Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей (и даже некоторых учителей музыки) выглядит очень сложно. И, это действительно так и есть, потому что они сами его усложняют! Отсутствие элементарных и необходимых знаний о музыкальном образовании у родителей, в корне тормозит интеллектуальное развитие их собственных детей. Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети? Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости. Речь идет совершенно о другом.
В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес. Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.
Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребѐнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах. Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребѐнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.
Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.
Очень хорошо, если вы приобретѐте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «детский альбом» П.И.Чайковского. «В пещере горного короля» Грига, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты».
Советуем приобрести для детей «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской.
Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с музыкой. В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.
Родителям рекомендуем читать детскую литературу о музыке: «Myзыка-детям» со ст.Михеева, «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» Шацкой.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Если ваш ребѐнок ходит в детский сад, то вас наверняка приглашают на утренники. И это замечательно, ведь вы сможете еще раз убедиться в том, какой ваш ребѐнок красивый, умный, талантливый, сообразительный, а чтобы и вы, и ребѐнок не испытывали чувство разочарования после праздника, достаточно соблюдать несколько простых правил.
Готовьтесь к утреннику!!!
Если в детском саду вас попросили что-то купить для утренника или подготовить костюм для ребѐнка, не отказывайте (конечно, при условии, что выполнение просьбы не предполагает серьѐзных финансовых трат). Очень распространенной ошибкой родителей является то, что они рассматривают детский сад как некое предприятие сферы услуг, нечто вроде парикмахерской или химчистки, рассуждая при этом примерно так: «Мы вам сдали ребѐнка, вот и занимайтесь его воспитанием, а нам некогда, мы деньги
зарабатываем». Это в корне неверно. Воспитание ребѐнка – процесс непрерывный и многогранный, и в нем должны принимать участие как работники детского учреждения, так и родители. Воспитатель должен быть с вами в тандеме, двигаться в одном направлении. Тогда результаты ваших общих усилий будут заметны.
Приходите на праздники в детский сад!!!
Понятно, что вы очень заняты. Но ваш приход крайне важен для вашего ребѐнка! Ведь он хочет, чтобы именно вы оценили его успехи, именно вы слушали, как он читает стихи и поѐт. Ребѐнок не всегда чувствует себя артистом и получает удовольствие от самого выступления перед публикой, как такового. Для него принципиально отличается
выступление перед зрителями «вообще» и выступление перед зрителями, среди которых есть родной и любимый человек. Если все же никто из членов семьи не может пойти на праздник, то обязательно честно предупредите об этом ребѐнка, ни в коем случае не обнадеживайте. Возможно, кто-то из родителей будет снимать утренник на видеокамеру
– попросите потом копию записи, ведь в наш век цифровых технологий и Интернета это сделать очень просто. И последующий семейный просмотр записи утренника сможет стать компромиссным решением этого вопроса.
Не обесценивайте старания вашего ребѐнка!!!
Для ребѐнка утренник – это серьѐзное событие, очень ответственное. Он долго
готовился, репетировал. И он, конечно же, волнуется! Поддержите его, скажите, что вы им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то забыл или перепутал, не
придавайте этому внимания и уж ни в коем случае не устраивайте «разбор полетов» и не сравнивайте своего ребѐнка с Машей, Сашей или Мишей. Ваш ребѐнок – самый лучший и самый талантливый! И он должен понимать, что вы думаете именно так, и никак иначе.
Также не стоит передергивать ситуацию в другую сторону и активно восторгаться своим ребенком, при этом принижая способности и умения других детей. Все дети талантливы и способны, только каждый по-своему.
Придерживайтесь правил!!!
Детский сад – это учреждение с определенными правилами. Вас могут попросить надеть бахилы, снять верхнюю одежду. Это делается для удобства и поддержания чистоты.
Приходите на праздник вовремя. Не заставляйте вас ждать и задерживать общий праздник.
Постарайтесь не нарушать правила детского сада, тем более, что это совсем несложно.
Участвуйте в празднике!!!
Очень часто сценарии детских утренников предполагают интерактивность. Детям и родителям предлагают конкурсы, задания, совместные игры. Не отказывайтесь от участия! Вашему ребѐнку будет очень приятно, да и вы, скорее всего, получите
удовольствие, ненадолго «став ребѐнком»
Вот, пожалуй, и все. Желаем вам и вашим детям интересного праздника и хорошего настроения!
ЗВУКИ, КОТОРЫЕ НАС ОКРУЖАЮТ.
Мир звуков окружает ребѐнка с момента рождения( а вернее он живѐт в нѐм ещѐ до рождения). В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей, и нам следует помочь ребѐнку сделать верные шаги, чтобы музыка стала богатейшим достижением его жизни.
Постигая мир музыкальных звуков, ребѐнок учится слушать и слышать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления.
Ребѐнок не только слышит разные звуки, он различает их. Обычно малыши очень рано что-то мурлычут, напевают. Как правило, детям нравится красивое, выразительное чтение стихов. Малыши тянутся к звукам, к музыке. Давайте помогать им в этом.
Очень важно для развития слуха научить ребѐнка слышать звуки природы.
Прислушайтесь с малышом к звукам леса, а потом расскажите где и что звучит, близко или далеко поѐт птичка, шуршит листва и т.д.
Интересно предложить послушать запись голосов птиц, сначала тех, которые детям знакомы, затем новые голоса.
Вот такое постепенное приобщение ребѐнка к миру звуков должно дать его понимание того, что музыкальные звуки- это нечто близкое к нему, связанное с его окружением, с природой.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как
виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.
Патриотическое воспитание в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях
составитель: Мерцалова Наталья Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ "д/с "9 "Аленка"
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают Дошкольное Образовательное Учреждение (далее — ДОУ) развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и нормативно-правовым документам: ‒ Федеральный закон «Об образовании в РФ» ‒ Национальной доктриной образования в Российской Федерации ‒ Концепцией модернизации российского образования ‒ Концепцией дошкольного воспитания ‒ СанПиН от15 мая 2013г.N26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).
Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально. Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда — острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, которое на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т. д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях — о Родине. У старших дошкольников акцент делается на формировании чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому страны средствами эстетического воспитания: музыка, художественное слово. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Значение музыки в развитии личности ребёнка раскрывается в исследованиях Ю. Б. Алиева, И. А. Знаменской, М. Л. Корсунской, Л. Т. Мамедова, Е. В. Николаева, Э. И. Плотица, М. И. Ройтерштейна, В. Ф. Судакова, и др. Л. Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию — это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [8].
Концепция музыкального воспитания детей дошкольного возраста Н. А. Ветлугиной создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, стала классической для всех педагогов-практиков, работающих в системе дошкольного образования. Известный педагогический деятель В. А. Сухомлинский отмечает, что: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…»]. Отечественный учёный, композитор и педагог Д. Б. Кабалевский воспринимал искусство «как некую силу, способную не только воздействовать на человеческие эмоции и душу, но и формировать его нравственность и гражданственность. Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел, она должна пронизывать все занятия во всех звеньях, так же как их будут пронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззрение детей, воспитывая их нравственность и душевное благородство». Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии педагога, наблюдения и размышления самих воспитанников, направляемые педагогом, все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи».
В образовании и воспитании детей дошкольного возраста значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. А.Н Зимина отмечает, что: «Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением». Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное — через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества [3].
Всю работу по патриотическому воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях можно разбить на три блока:
‒ Знакомство детей с произведениями русских классиков ‒ Музыкальный фольклор
‒ Творчество современных композиторов, пишущих для детей (так называемая детская музыка).
‒ Русская музыкальная классика — это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Эта музыка должна звучать на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности. Задача музыкального руководителя — отобрать те музыкальные произведения, которые доступны пониманию ребенка определенного возраста. Например, в раннем возрасте дети могут и должны слышать такие произведения как «Жаворонок» П. И. Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С.Прокофьева, и другие произведения иллюстративного характера. Эта музыка должна звучать как фон, не стоит акцентировать внимание детей на названии произведения и фамилии композитора. Не останавливаясь на конкретном репертуаре, поясним принцип ознакомления детей с творчеством русских композиторов-классиков. Классическая музыка должна звучать на каждом музыкальном занятии, и не обязательно в разделе «Восприятие музыки». Начиная со среднего возраста нужно обязательно называть произведение и фамилию композитора, подчеркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор. Говорить об этом нужно каждый раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно. Для старшего возраста желательно использовать русскую классику во всех видах музыкальной деятельности, кроме, пожалуй, пения. В этом возрасте особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения. Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора. По мнению Н. Г. Комратова, серьезную помощь в деле патриотического воспитания на музыкальных занятиях может оказать обращение к фольклору. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей]. При знакомстве на музыкальных занятиях с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор. Мы согласны с М. Б. Зацепиной в том, что очень эффективна бывает такая форма работы как творческий проект. Под понятием «творческий проект» подразумевается углубленное, фронтальное, ограниченное по времени изучение какой-либо темы, в данном случае, русского народного творчества. Эта работа решает триединую задачу патриотического воспитания — воспитание любви к Родине, своему народу и к родной природе. Особое внимание заслуживает творчество таких признанных композиторов как: Е.Зарицкая, Г. А. Струве, С. М. Соснин, А. Д. Филиппенко и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т. д. В процессе музыкальных занятий слушание песен военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. Песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых помогают сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и поступками. Решая задачи патриотического воспитания, песенный репертуар должен отражать следующие принципы:
‒ «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста)
‒ Непрерывность и преемственность педагогического процесса
‒ Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.
Подбор песенного репертуара по патриотическому воспитанию по программе «От рождения до школы» должен решать следующие задачи. ‒ Образовательные: утверждать социально-значимые патриотические ценности, взгляды, убеждения через воспитание у старших дошкольников патриотических чувств, в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края; совершенствовать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному краю; прививать чувство почитания к традициям родного края, его культуре, историческому и духовному наследию; ‒ Развивающие: прививать интерес к культурному и историческому наследию родного края; стимулировать у старших дошкольников стремление к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накапливать опыт участия в общественно полезной деятельности; вести активную пропаганду по данной теме, освящать через наглядную агитацию. ‒ Воспитательные: воспитывать любовь, уважение к родному краю, гордость за то, что являешься его жителем; формировать бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края; воспитывать эмоционально-деятельностное отношение, чувство сопричастности, привязанности, собственного достоинства и осознания себя частью родного края.
Литература:
Бурая, Л. В. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов бакалавров. /Л. В. Бурая — Старый Оскол: СОФ НИУ «БелГУ», 2016–78с.
Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н. А. Ветлугина-М.: Просвещение. 2014.-240с.
Зимина, А. Н. Народные игры с пением. — Изд-во: Гном и Д., 2000–64с. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду./
М. Б. Зацепина –Мозаика-Синтез, Москва, 2015. — 125с. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца./ Д. Б. Кабалевский. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1984. — 206 с. Комратова, Н.Г., Патриотическое воспитание детей 6–7 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. — М.: Творческий Центр Сфера, 2007. — 208 с. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед.уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание»/Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н. А. Ветлугиной — 2-е изд., испр и доп.- М.:Просвещение, 1982.-271с. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л. Е. Никонова. — М: Просвещение, 1991. — 112с. Сухомлинский, В. А. О воспитании/ В. А. Сухомлинский. — М.: Политиздат, 1985. — 246с.