Лексика
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3+
Что с чем можно делать?
Цель: расширение словаря, развитие умения правильно использовать существительные в творительном падеже.
Описание. Расскажите ребенку короткую историю: «Жил-был мальчик по имени …(можно вставить имя ребенка). Однажды бабушка подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?». Предложите ребенку подумать о том, что можно делать с лопатой. Помогайте ему, выдвигайте версии поочередно. Задавайте вопросы о способах использования разных предметов: «Что можно делать с ложкой (красками, клеем, мишкой и т.п.)?».
Если…, то…
Цель: освоение категории «причина – следствие», обучение правильному построению сложных предложений.
Описание. Предложите ребенку продолжить ваше высказывание: «Если на небе тучи, то… (пойдет дождь)», «Если наступило утро, то …(пора вставать, завтракать, идти в детский сад)», «Если я уколю воздушный шарик иголкой, то …». Поощряйте попытки ребенка загадывать вам подобные загадки, загадывайте их друг другу по очереди.
Я быстрее.
Цель: обогащениеи систематизация словаря, развитие памяти и внимания.
Описание. Встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т. п.
Вам письмо!
Цель: развитие связной речи, воображения.
Описание. Написать ребенку красочное письмо от имени его любимого персонажа (героя мультфильма, сказки, стихотворения). Запаковать в конверт и торжественно вручить. Прочитать письмо и предложить ребенку вместе сочинить ответное письмо. Придумать тему послания, например: «Опиши, какие игрушки у тебя есть», «Расскажи, что ты любишь делать» и т. д. Запишите все то, что ребенок хотел бы рассказать своему новому другу. При этом громко проговорить и показать ребенку то, что вы пишете. Возможно, адресат снова захочет написать ребенку.
«Что, где, когда».
Цель: расширение кругозора, обучение грамматически правильно отвечать на заданные вопросы.
Описание. Бросая мяч ребенку, задавать вопросы. Ребенок, возвращая мяч, отвечает.
- Где растут ветки? (На дереве.)
- Где растут деревья? (В лесу.)
- Где растут листья? (На ветке.)
- Где живут рыбы? (В реке.)
- Что ночью на небе видно? (Звезды, луну.)
- Когда выпадает снег? (Зимой.) и т.п.
Прятки.
Цель: развитие ориентировки в пространстве, умения правильно понимать и употреблять в речи предлоги.
Описание.Вариант 1. Берем любимую игрушку ребенка, например, мячик, и прячем. Сначала взрослый говорит, куда прятать, а ребенок прячет (и проговаривает, куда спрятал): «Спрячь мячик под кровать! Куда ты спрятал его?» - «Под кровать». (за штору, на стул, под одеяло, в коробку, между стульями, перед телевизором и т.п.) Потом ребенок загадывает, а взрослый прячет. Усложняя игру, можно спрятать 2-3 предмета в разные места, а потом предложить ребенку вспомнить и рассказать, где лежал каждый предмет.
Вариант 2. Положите на стол мяч. Вокруг него разложите несколько знакомых ребенку предметов. Поинтересуйтесь: «Где лежит мячик?». Естественная реакция: «На столе». Задайте вопрос по-другому: «Около чего лежит мячик?», «Недалеко от чего лежит мячик?», «Напротивчего лежит мячик?», «За каким предметом спрятался мячик?», «Перед каким предметом лежит мячик?» и т.д.
Магазин.
Цель: развитие фонематических процессов восприятия и анализа/ слоговой структуры речи.
Описание. Предложите ребенку поиграть в магазин. Разложите на импровизированных витринах «товары»: игрушки, книжки, посуду и т.д. «Покупателями» можете быть как Вы с малышом, так и куклы с мягкими игрушками.
Вариант 1. Купить понравившуюся вещь можно при одном условии: покупатель произносит звук, с которого начинается название «товара»: машина – «м», тарелка – «т» и т.д.
Вариант 2. Каждый предмет слоит столько монет, сколько слогов в его названии. Ребенок прохлопывает слово по слогам, потом отсчитывает столько монет, сколько насчитал слогов в слове: «ма-ши-на» - 3 монеты, «кук-ла» - 2 монеты, «торт» - 1 монета.
Поезд особого назначения.
Цель: развитие фонематических процессов восприятия и анализа / слоговой структуры речи.
Описание. Вам потребуются картонные коробки. Сделайте поезд с вагонами из картонных коробок.
Вариант 1. Объясните, что поезд возит только особые грузы. Сегодня, например, он повезет только те предметы, которые начинаются на букву А. Помогите ребенку собрать необходимые вещи, выделяя первый звук каждого слова.
Вариант 2. Объясните, что каждый пассажир может сесть только в «свой» вагончик. Если в названии «пассажира» 1 слог – он садится в первый вагон, 2 слога – во второй, 3 слога – в третий. На вагончиках желательно написать соответствующие цифры или нарисовать соответствующее количество кружочков (либо других предметов).
Волшебный сундучок.
Цель:освоение правильного употребления родовых местоимений, обогащениесловаря прилагательных и глаголов, развитие связной речи.
Описание. Положите в картонную коробку несколько разных предметов. «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что там лежит!» Доставая предметы по одному, давайте им краткую характеристику: «Смотри - это мяч, какой он круглый, красный! А вот – машина, она с кузовом и колесами. Да здесь еще и лото есть! Какое оно разноцветное, с разными картинками. А еще – ложка, большая папина ложка».
Сложите все предметы в коробку и предложите ребенку угадывать по описанию, кокой предмет Вы хотите достать. «Она с кузовом и колесами, ездит по дороге. Он круглый, красный, легкий, если его бросить на пол, он будет подпрыгивать.» и т.д. Выделяйте интонацией местоимения «он», «она», «оно». Когда ребенок угадает все предметы, предложите ему поменяться ролями ив этот раз самому загадывать загадки.
Вредная кукла.
Цель: обогащение и систематизация словаря антонимов.
Описание. Выбрать какую-нибудь игрушку, например, куклу и рассказать ребенку, что она любит повредничать.Предложить ему поиграть во «вредности». Взрослый что-то говорит кукле, а ребенок отвечает наоборот за куклу, «вредничает»:
- Бумага белая.
- Нет, она черная! - возражает ребенок.
- Баба-яга злая.
- Нет, она добрая!
- Наш дом высокий.
- Нет, он низкий. И т.д.
Также можно называть различные слова-действия:
- Я сейчас открою дверь.
- А я ее закрою.
- Я пришью пуговицу.
- А я ее оторву.
- Я буду говорить.
- А я буду молчать. И т.п.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4+
Я вижу пять…
В дороге или во время долгого ожидания в очереди бывает очень скучно, нос этой игрой вам скучать не придется, зато придется глазеть по сторонами отмечать даже самые мелкие детали!
Цель: согласование существительных с числительными в ед. и мн. числе; согласование прилагательных с существительными.
Описание.
Для кого:Для наблюдательных.
Подготовка:Для этой игры не понадобится ничего, кроме внимательности!
Как играть:Выберите того, кто будет первым. Он должен сказать: «Я вижу пять…» и добавить те предметы, которые он будет перечислять, например, «…красных мячей», «… рыжих людей», «…синих вывесок» и так далее. После чего игрок должен указать на эти пять предметов. Затем ход передается следующему игроку.
Чтобы усложнить игру, начните с «Я вижу один...» и с каждым ходом увеличивайте количество предметов на единицу. Проиграет тот, кто сдастся!
Ответь одним словом. Игра-шутка.
Цель: изменение существительного по падежам.
Описание. Вопросы (см. Приложение) пишутся на листочках бумаги или на разноцветных карточках (каждый падеж – своим цветом). Карточки складываются в «волшебный» мешочек или коробочку. Играющие садятся в круг. Выбирается тот, кто первый назовет слово. Например, ведущий говорит: «Лопата!». Далее все по очереди вынимают из мешочка карточки и читают вопросы. Потом отвечают на них загаданным словом. Например: «Что ты ел на завтрак? – Лопату! Чем ты рисуешь? – Лопатой!» и т.д. Когда все ответили, слово загадывает следующий.
Примерные вопросы:
И.П. Что лежит у тебя в кармане? Что спрятано у тебя под кроватью? Что у тебя на голове? Что у тебя на носу? Что запуталось в твоих волосах?
Р.П. Без чего ты не можешь прожить и дня? Без чего ты не можешь уснуть? Вокруг чего ты любишь водить хороводы? От чего ты вчера убегал? Когда ты был маленьким, ты не ел ничего, кроме…?
В.П. Что ты просил у Деда Мороза? Что ты возьмешь с собой в путешествие? Что ты терпеть не можешь? Кого ты кормил сегодня? Что ты спрятал в шкафу? Что ты ел сегодня?
Д.П. Чему ты радуешься больше всего? Чему ты никогда не рад? Кому ты помог в детском саду? На чем ты любишь кататься? Кому ты отдал свою любимую игрушку?
Т.П. Чем ты обычно рисуешь? Чем ты ешь суп? Чем ты гладишь белье? Чем ты очень доволен? Под чем ты спрятал свой клад?
П.П. О чем ты сочинил стихотворение? О чем ты любишь читать книги? О чем ты мечтаешь? О чем ты пел вчера? О чем ты видел сегодня сон?
Используй предмет!
Для чего может пригодиться утюг? Что, кроме уборки, можно делать шваброй? Провода ведь нужны для того,чтобы вязать из них украшения? А какое применение вы можете придуматьвещам?
Описание.
Для кого:Для тех, кто каждой вещи найдет свое применение.
Подготовка:Чтобы играть было интереснее, вырежьте все карточки, сложите в любую емкость и перемешайте. В любом случае вы можете просто начать с первого вопроса и читать их по порядку.
Как играть:Перед вами – список вопросов (см. Приложение). Вы можете задаватьих игрокам, а можете придумать свои вопросы. Конечно же, на вопрос не может быть однозначного ответа, поэтому разворачивайте обсуждение, и вы незаметите, как пролетит время!
Что сначала, что потом.
Уже в раннем возрасте ребенка можно научить расставлять приоритеты,не размениваться на мелочи в своихпоступках и соблюдать правильные последовательности. Игра «Что сначала,что потом» в ненавязчивой и приятнойформе поможет вам в этом начинании.
Описание.
Для кого: для тех, кто любит понимать взаимосвязь событий.
Подготовка:
Для игры вырежьте карточки (см. Приложение) и положите их в непрозрачную емкость. Это всегда добавляет в игру неожиданности и интереса – тем более, малыш можетсам вытаскивать бумажки. В любом случае вы можетечитать все вопросы подряд с листа.
Как играть:
Познакомьте ребенка с понятиями «сначала» и «потом». Например, «Сначала чай наливают, а потомпьют», «Сначала человек ложится спать, а потом просыпается», «Сначала самолет взлетает, а потом садится». Когда малыш поймет смысл слов, предложите ему сыграть в игру.Ребенок сначала должен вытянуть карточку. Прочитайте ее ему и попросите закончить предложение.Если малыш будет затрудняться с ответом, задавайтеему наводящие вопросы.Главное, помните, нет единственно правильного ответа. Важно только, чтобы ребенок мог объяснитьвам логику своей последовательности.
Что за окном?
Эта игра не только на внимание, но ина скорость. Особенно быстрым нужно быть в поезде и машине.
Описание.
Для кого: для тех, кому очень скучно в дороге.
Как играть:
Выберите того, кто будет загадывать предмет. Ондолжен посмотреть в окно и сказать: «Что за окномзеленое?». Следующий по очереди игрок, тоже глядя в окно, должен ответить: «Трава, стена магазина,платье». И так он перечисляет, пока не поймет, чтозагадал первый игрок. Затем угадывавший начинаетзагадывать свое, например «Что за окном большое ипушистое?» или «Что за окном очень громкое?».Чтобы играть было интереснее, играйте на очки. Закаждое угаданное слово давайте игроку по очку. Победит тот, кто первым наберет 10 очков.
Что в Караганде?
Сколько всего может случиться в других городах! Давайте вместе нафантазируем себе кучу приключений!
Описание.
Для кого: для тех, кто любит учить новые города.
Подготовка: для этой игры не понадобится ничего, кроме воображения!
Как играть:
Выберите того, кто начнет игру. Он должен начатьзадавать вопросы о каком-то городе, например «Чтов Москве?». Вы же по очереди по одному слову должны отвечать на них, используя первую букву названиягорода. Так, на вопрос «Что в Москве?» можно ответить: «мороженое», «метро», «мосты» и так далее. Тот, кто не смог придумать новое слово, вылетает изигры.Оставшийся последним победитель задает новый вопрос, например «Что во Владимире?».
Мы ходили в зоопарк.
Цель: эта игра прекрасно развивает памятьи помогает узнать, какие животныеобитают в зоопарке.
Описание.
В самом начале обязательно приведите пример, чтобы ребенок понял суть игры.Начните: «Мы ходили в зоопарк и видели там жирафа».Второй участник игры должен повторить предложение и добавить еще одно животное: «Мы ходили в зоопарк и видели там жирафа и обезьяну».Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка: «Мыходили в зоопарк и видели там жирафа, обезьяну ипавлина».Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь изигроков не ошибется при повторении животных.
Хвастунишка.
Цель:образование сравнительной степени прилагательных.
Описание. Предложите ребенку поиграть в хвастунишек. Объясните, что Вы оба будете хвастаться, и задача ребенка сказать, что у него все лучше. Пример:
У меня конфета сладкая! – А у меня еще слаще!
У меня цветы красивые! – А у меня еще красивее!
У меня шнурок длинный! – А у меня еще длиннее!
У меня ленточка узкая! – А у меня еще уже!
У меня карандаш короткий! – А у меня еще короче!
У меня друг хороший! – А у меня еще лучше!
У меня куртка теплая! – А у меня еще теплее!
У меня кровать мягкая! – А у меня еще мягче! И т.д.
Кто больше!
Цель: образование относительных прилагательных, правильное согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Описание. Предложите ребенку посоревноваться и найти в доме как можно больше предметов: деревянных илистеклянных, пластмассовых, бумажных, железных и т.п.Ищите в доме, показывайте друг другу и перечисляйте их по очереди: деревянная ложка – деревянный стол, деревянный стул – деревянная полка – деревянное лото и т.д. Следите за правильным проговариванием окончаний слов. Кто не сможет больше найти ни одного предмета – выполняет какой-нибудь фант по желанию победившего: прыгает, кукарекает, поет песенку.
Алфавит.
Эта чудесная игра расширит словарный запас малыша и поможет окончательно усвоить весь алфавит! Оназаключается в том, что вам вместенужно будет на каждую букву алфавита придумать по одномуслову определеннойтематики: еды, имен,городов, животных.Очень просто, ноудивительно увлекательно!
Описание.
Для кого: для приверженцев алфавита.
Подготовка: для этой игры не понадобится ничего, кроме воображения!
Как играть:
Выберите любую из предложенных нами тем и начинайте вместе с малышом сочинять слова на каждуюбукву алфавита. Сначала давайте подумать ребенкуи, только когда он сам скажет, что не может ничегопридумать, дайте ему подсказку в виде загадки. Например, вы сочиняете слова по теме «Животные» иостановились на букве «Л». Подскажите малышу: «Хитрая, рыжая, живет в лесу».
Темы:
1. Животные.
2. Растения.
3. Имена.
4. Города.
5. Герои фильмов, мультфильмов и книг.
6. Что можно найти дома.
7. Что можно найти на улице.
8. Что бывает летом.
9. Что бывает осенью.
10. Что бывает зимой.
11. Что бывает весной.
Придумай и запомни.
Цель: развитие связной речи и вербальной памяти.
Описание. Понадобится мяч или любой предмет, который будет передаваться от одного участника к другому. Участвовать может двое и больше людей.
Первый участник называет слово («строитель») и передает мяч следующему, который называет первое слово и добавляет свое («строитель строит»), передавая мяч дальше. С каждым новым словом фраза растет и участникам нужно ее не только запомнить, но и продолжить (слова можно добавлять в любом месте фразы, главное, чтобы они подходили по смыслу). Те, кто запутался может пропускать ход / выполнить фант/ выйти из игры по предварительному уговор играющих. В конце может получиться очень длинное предложение («Строитель строит красивый многоэтажный дом в соседнем городе, где живет Петина двоюродная тетя Зина».). Тот, кто смог дойти до конца, получает фишку/монетку/ракушку (по желанию). Выигрывает тот, кто за игру набрал больше фишек.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5+
Зверь и действие
Вы, наверное, знаете много зверей и птиц. А еще насекомых, рыб, земноводных… А много ли вы знаете действий на ту же букву, что и животное?
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Описание.
Для кого: для любителей новых слов.
Как играть:
Выберите, кто будет говорить первым, кто вторым и так далее. Затем начните по очереди называть по животному и действию, которое он делает. Действие должно начинаться на ту же букву, что и животное. Например, барсук бежит, заяц злится, курица кудахчет и так далее.
Можно усложнить игру, предложив игрокам придумывать фразы, слова в которых начинаются на одну и ту же букву, например: курица клюет крупу, белка быстро бегает и так далее.
Крокодил
Игра «Крокодил», она же «Шарады» –любимая игра у взрослых. Ведь она такая тихая! Один игрок жестами показывает какое-либо слово, а остальныепытаются догадаться, что происходит.
Описание.
Для кого: для тех, кто понимает без слов.
Подготовка:
Мы сделали для вас карточки, на которых уже записаны слова для игры. Но вы всегда можете придуматьсвои собственные! Карточки вырежьте и сложите в«шляпу».
Как играть:
Если игроков от трех до пяти, выберите первого, кто будет загадывать слово. Он вытащит из шляпы карточку и попытается изобразить то, что там написано, без звуков, только жестами и мимикой. Угадавший слово игрок займет его место.
Если игроков больше пяти, имеет смысл разделиться на команды и посоревноваться между собой. В одной команде игрок начинает показывать слово. У него есть ровно минута, чтобы его команда дала правильный ответ. Если этого не происходит, угадывать начинает другая команда. Очки начисляются той команде, которая угадала слово.
Любопытный
Это устный вариант «Что? Где? Когда?» Игра заставит быстро вспомнитьцелую кучу слов! А сколько весельяпоявится от неожиданных и внезапныхслов, которые будут выкрикиватьсявслух!
Описание.
Для кого: для очень быстрых и смекалистых.
Как играть:
Вы – Любопытный! Загадайте любую букву и скажите ее остальным игрокам. Допустим, это буква «П».Затем начните всем по кругу задавать любые вопросы: «Кто? Что делает? Где? Когда? Почему? Зачем?Как?» Игроки должны отвечать словами, которые начинаются на эту букву, и при этом очень быстро.
Например:
Кто? Пожарный
Что делает? Прыгает
Где? По полу
Когда? Позавчера
Почему? Приказали
Игрок, который за три секунды не успел ответить навопрос, выбывает из игры. Победитель, оставшийсяпоследним, становится новым Любопытным.
Я знаю все на букву…
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Описание.
Для кого: для людей с очень хорошей памятью.
Как играть:
Пусть один игрок предложит букву, на которуюостальные будут называть слова, а другой – предложит тему. Например, первый игрок говорит: «Будем называть все на букву “Р”», – а второй: «И пусть этобудут только названия растений!».Затем игроки по очереди называют по одному словуна эти букву и тему, например: «роза», «ромашка»,«рапс» и так далее.Тот, кто остановится и не сможет придумать слово – проигрывает или выбывает из игры, если игроковбольше двух.
Кто я? Что я? (Угадай персонажа, Тарантинки)
Цель: развитиекоммуникативных навыков, формирование умения задавать наводящие вопросы.
Описание.
Обычно в неё играют за столом или сидя на стульях в кругу. Поскольку игра не требует особо сложного инвентаря, играть в неё можно и в дороге: в поезде или электричке.
Игроки получают по небольшому кусочку бумаги и ручке (лучше использовать самоклеящиеся листочки). На листочке каждый в тайне от остальных пишет, рисует объект в заданной лексической теме. В зависимости от возраста участников, о том, кого, что можно писать, рисовать, а кого, что нет, можно договориться заранее. Далее, каждый передаёт свой листочек соседу справа. Получив другой листок, надо не глядя прилепить его себе на лоб. Таким образом, каждый игрок видит слово, картинку всех, кроме своего собственного.
Игроки по очереди начинают задавать окружающим наводящие вопросы. Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить «Да» или «Нет». Можно договориться заранее, сколько вопросов может задать каждый участник прежде, чем ход переходит дальше по кругу. Игра продолжается, пока кто-нибудь не угадает. Этот игрок и становится победителем. Однако, можно продолжить «битву» за второе и третье место.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6+
Ма…ина.
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Описание.
Для кого: для тех, кто уже умеет читать и писать.
Подготовка: для игры вырежьте карточки (см. Приложение) или напишите на чистыхлистах бумаги свои слова.
Как играть:
Перед вами слова с пропущенными буквами. Попросите малыша догадаться, какая буква должна тамстоять. Если ребенок не сможет догадаться сам, тообъясните слово в виде загадки.Например, вы отгадываете слово «Ма…ина». Подсказка: «Ездит по улицам в городе и делает так: бип-бип!»Если ребенок уже умеет писать, то пусть он сам заполнит пропуски. Если нет, то помогите ему в этом.
Игра в слова.
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Описание.
Суть игры - необходимо составлять цепочку из слов по заданной тематике.
Первый игрок называет слово по заданной теме, второй игрок называет слово, первая буква которого совпадает с последней буквой слова, названного первым игроком. Далее третий игрок и т.д. по очереди.
Тот, кто не может в течении 30 секунд придумать слово с нужной буквы, выбывает из игры.
Если названо слово,заканчивающееся на Й, Ы, Ъ, Ь, следующему игроку нужно придумать слово на предпоследнюю букву.
Вершки и корешки.
Цель: расширение и систематизация словаря.
Описание. Вспомните русскую народную сказку «Вершки и корешки». Предложите ребенку поиграть: вы называете овощи, плоды которых находятся в земле, малыш — овощи с надземными плодами. Можно при этом перекидывать друг другу мяч.
Найди два слова.
Цель: расширение словарного запаса, развитие грамматических навыков словообразования.
Описание. Карточки со словами (см. Приложение) сложите в коробку / шляпу / мешок. Предложите по очереди доставать карточки и находить два слова, прячущиеся в одном, написанном на карточке: листопад (листья, падать), самолет (сам, лететь), вертолет (вертеть, лететь), огнемет (огонь, метать) и т. п. Отгадавший получает фишку / монетку / ракушку, не отгадавший возвращает карточку в коробку и выполняет фант. Выигрывает набравший больше фишек.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7+
Ассоциации
Цель: развитие воображенияи формирования умения строить логические цепочки
Описание.
Для кого: для фантазеров, любящих смотреть на небо и представлять облака сказочными животными.
Как играть:
Что же такое ассоциация? Это первая мысль, слово, картинка, которая возникает в голове, когда кто-то говорит вам слово. Причем это не сам предмет, а то, что вам больше всего напоминает о нем. Например,д евочка может на завтрак есть кашу, поэтому каждый раз слово «завтрак» именно для нее будет ассоциироваться с кашей. Выберите того, кто начнет игру. Он должен сказать любое существительное, например «арбуз». Следующий игрок говорит то, что у него ассоциируетсяс этим словом. Ассоциация может быть неочевидной для других, но понятной для говорящего. Например,второй игрок говорит: «Лето!» Третий: «Море!» Четвертый: «Дельфины!» И так далее. Главное, говорить быстро и первое, что приходит в голову! Когда вам надоест играть, нужно попытаться вспомнить, какое слово было сказано первым.
Попробуйте начать ряд ассоциаций со следующих слов:
1. Окно.
2. Дед Мороз.
3. Лето.
4. Школа.
5. Семья.
6. Лифт.
7. Ужин.
8. Апельсин.
9. Дождь.
10. Магазин.
11. Любовь.
34 Ассоциации
12. Сказка.
13. Солнце.
14. Паровоз.
15. Путешествие.
16. Небо.
17. Сон.
18. Лес.
19. Компьютер.
20. Дружба.
Слова из слов
В этой игре вам не помешает справочник по самым длинным словам в мире!
Описание.
Для кого:
Для юных лингвистов и любителей изучать новые слова.
Подготовка:
Для игры вырежьте странички и разрежьте их пополам. Мы подготовили карточки для двух игроков, ноесли вас больше, возьмите любые листы чистой бумаги и разлинуйте ее, чтобы было похоже на нашеполе. Будет классно, если получится найти секундомер, чтобы засечь время.
Как играть:
Возьмите с противником по карточке с одним и темже словом. Если у вас есть секундомер, засекитепять минут, или же пусть один из игроков возьмет на себя ответственность через какое-то время сказать:«Стоп!»
Затем начинайте придумывать слова, которые можносоставить из букв этого слова. Буквы изменять нельзя,но можно переставлять их в любом порядке.Например, из слова «самоподготовка» получатсяслова «год», «мост», «моток» и другие.Важно, если в слове всего одна буква, например «А»,то сочинить слово с двумя «А» нельзя.За пять минут вам нужно записать на своем листекак можно большее количество слов. Победителемстановиться тот, кто придумал больше всех слов!
Что? Где Когда?
Эта забава придется по душе любой компании! Запомнив принцип, попробуйте играть в нее даже без карточек – будет интересно!
Для кого: для жизнерадостных почемучек.
Подготовка:
Вырежьте или просто вырвите страничку с разметкой из книги (см. Приложение). На этой страничке каждый игрок по очереди будет отвечать на вопрос. Для игры также понадобится ручка.
Как играть:
Первый игрок должен взять лист и, не показывая другим, ответить на вопрос «Кто?» или «Что?» Например,это будет «Ананас». Отогнув кусочек бумажки назад, чтобы не было видно, первый игрок должен передать бумажку следующему, который ответит на вопрос«Где?» Он тоже записывает так, чтобы другие не видели и загибает бумажку дальше назад. Так происходитдо тех пор, пока не будет заполнена вся страничка. Поскольку все пишут разные ответы, результат может получиться непредсказуемым, например: «Ананас в шкафу прошлой осенью танцует, потому что болен».
Шляпа
Это довольно долгая, но невероятноувлекательная игра не только для детей, но и для их родителей!
Описание.
Для кого: для весьма понятливых детей и взрослых.
Подготовка:
Воспользуйтесь карточками для игры «Крокодил» или«Отгадай, кто ты». Положите их в «шляпу». Для игрытакже понадобятся часы с секундной стрелкой илисекундомер.
Как играть:
Для игры разбейтесь на пары. Выберите человека, который будет следить за временем. Это может бытьодин из игроков пары или ведущий, не участвующий в основной игре. Внутри каждой пары определите, ктопервым будет объяснять слово, а кто – отгадывать .По команде следящего за временем игрок в первойпаре, объясняющий слово, вытаскивает карточку из шляпы и пытается донести значение этого словавторому человеку в паре. Можно пользоваться как словами, так и жестами. Главное условие: нельзя употреблять однокоренные слова. Если это происходит, то карточка считается не отгаданной и отправляетсяобратно в шляпу. Объясняющий имеет право не объяснять слово и вернуть его в шляпу, если понимает,что не сможет объяснить его.
Игроки в паре могут меняться – один загадывает,другой – отгадывает, потом наоборот. Каждая пара должна вести свой подсчет очков, которые равняют сяколичеству угаданных карточек. Когда пара закончила, шляпа переходит к следующей паре. Шляпа ходит по кругу до тех пор, пока все слова не будут угаданы.
ПРИМЕР ИГРЫ
Например, если объясняющий вытащил карточку «Красная шапочка», он не может сказать: «Это девочка в красном головном уборе», – потому что тут есть слово «красном». Зато подойдет такое объяснение: «Это девочка из сказки, которая шла к бабушке с пирожками и встретила в лесу волка». Когда карточка отгадана, она откладывается в отдельную кучку и больше в шляпу не возвращается. Игрок имеет право не объяснять вытащенное слово и сразу тянуть новое, если понимает, что не сможет его объяснить. Слова, которые не были угаданы,откладываются в отдельную кучку и по завершению минуты возвращаются в шляпу.
Каждая пара должна вести подсчет очков, которые равняются количеству угаданных карточек.
Когда одна пара закончила, шляпа переходит к следующей паре. Шляпа идет по кругу до тех пор, покавсе слова из нее не будут отгаданы.
После этого наступает второй раунд. Все карточки с отгаданными словами возвращаются в шляпу. Очередь пар не прерывается на смене раундов. То есть, если последние слова первого раунда угадывала пара №3, то первые слова второго раунда угадывает пара №4.
Все происходит так же, как и в первом раунде, только на этот раз героев нужно не объяснять словами, а показывать, не произнося ни единого звука, как в игре «Крокодил».
В третьем раунде, чтобы объяснить героя с карточки, можно сказать одно-единственное слово.
Пример. Если в третьем раунде попалась карточка «Красная шапочка», объясняющий может сказатьслово «волк».
Обычно к третьему раунду игроки уже представляют, какие герои есть на карточках, поэтому угадывают их даже по одному слову. После окончания третьего раунда производится подсчет очков каждой команды. Пара, набравшая наибольшее количество, побеждает.