Консультации для родителей
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПОЯВЛЕНИЯ ЗВУКОВ.
Особенности развития речи детей. Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе индивидуального развития от момента рождения до конца жизни. Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием вашего малыша, Вам необходимо знать этапы развития речи ребенка.
Этапы развития речи ребенка
1-2 месяца. Развитие речи ребенка начинается с 1,5 месяцев. В начале появляется гуление: гласные звуки "аа", "оо", "ау".
2 месяца. Гуление усложняется с включением согласных звуков - "гу" или "бу", "хо".
3 месяца. Начинает издавать звуки, подобные звуку "ф", "с", "в" или английской фонеме "th".
4 месяца. Протяжное произнесение звуков: "аль-ле-е", "лы-алы".
5–6 месяцев. Ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. Это период лепета, ребенок подражания произносит отдельные слоги : ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д. Развивается понимание речи окружающих.
7-8 месяцев. Ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. Из гласных чаще других производится звук "а", из согласных в основном звуки "п, б, м, к, т" и некоторые другие. Малыши начинают различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия.
9-10 месяцев. Ребенок произносит отдельные слова, состоящие из однозначных парных слогов: "мама", "баба". К концу года появляются целые слова типа "мама", "папа", "дядя". Ребенок четко произносит гласные: "а", "о", "у", согласные: "м", "б", "к", "г".
К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.
1—2 года. Малыши начинают четко произносить такие гласные звуки, как "а, у, и, о", но звуки "ы, э" заменяют звуком ". Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам "г, д, с, з" («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки "л, рь, р". В речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий». Активный словарь к 2-м годам составляет 300 - 400 слов.
3 года. Речь ребенка начинает совершенствоваться: он начинает пользоваться 3-сложными словами ("машина", "ворона", "корова"), повторяет за взрослыми сложные слова, свободно связывает слова в предложения ("Мама, ты куда пося (пошла)?"). Правильно произносятся звуки "п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь". Физиологические недостатки - свистящие, шипящие, "р, рь, л". Возможны замены на более простые звуки или пропуск этих звуков. Легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. У детей оказывается сформированными основные грамматические категории. Словарный запас достигает 1000-1200 слов.
4 года. Активный словарь - 2000 слов. Ребенок начинает пользоваться развернутой фразой, строить сложные предложения. Растет его интерес к звучащему слову, к "устройству" речи. Он начинает создавать новые слова: "копатка" (лопатка). Интересуется происхождением и значением слов ("Почему слона зовут слоном?"). Все звуки речи произносятся правильно кроме"ч, ц", которые могут пропускаться или заменяться на "ть, с, щ", могут отсутствовать звуки "р, л" или заменяться на "й, рь, ль". У некоторых детей сохраняется общая смягченность речи.
5 лет. В этом возрасте речь становится правильнее, разнообразнее, богаче. В ответах появляются первые сложноподчиненные предложения. Активный словарь - 3000 слов. У ребенка совершенствуется звуковая сторона речи, артикуляционный аппарат достигает такой степени развития, что может правильно произносить все звуки. Многие начинают верно произносить шипящие "ш", "ж", "ч", "щ", "р", "рь", "л". Почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
6 лет. Нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.
7 – 17 лет. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказывания. Ребенок овладевает письменной речью и постигнет все богатство родного языка в целом.
Литература:
Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста.
Филичева Т.Б. Основы логопедии.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.
Рудковская Г.В. Статья "Этапы развития речи у ребенка".
Рабочую тетрадь с домашними заданиями приносить в среду и забирать в пятницу! Задания на автоматизацию звуков выполнять ежедневно.
1. Выполняем артикуляционную гимнастику 5-7 минут
Гимнастика проводится обязательно сидя перед зеркалом, чтобы ребенок видел свое лицо полностью. Взрослый называет и показывает упражнение, а также следит за правильностью выполнения, ребенок выполняет. Все упражнения выполняются 3-4 раза и каждый день (!). Сначала выполняются более простые упражнения, затем более сложные.
2. Развиваем мелкую моторику 5 минут
Взрослый показывает пальчиковую игру, затем выполняет одновременно с ребенком и проговаривает текст, контролирует. Проводите по 2-3 игры, затем заменяйте их новыми. Делайте ребенку массаж подушечек пальцев, фаланг. Выполняйте упражнения с массажными мячами или другими предметами (например, шишками, грецкими орехами, шестигранными карандашами и т.д.), а также предлагайте самостоятельно помассировать пальчики.
3. Выполняем упражнения на развитие речевого дыхания 3-4 минуты.
Проводите дыхательные упражнения через час после еды. Взрослый называет, показывает упражнение, ребенок выполняет. Следите за выполнением упражнений: мышцы шеи, груди и рук не должны быть в напряжении.
4. Автоматизация звука 10-15 минут.
Работу по автоматизации звука проводите постепенно. От простого к сложному: автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях и скороговорках. Строго выполняйте подготовленный логопедом речевой материал.
* Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время.
Помните!
Чем чаще вы будете заниматься, тем эффективнее будет результат!
Хвалите ребенка! Но и не забывайте постоянно следить за его речью!
Не занимайтесь с ребенком в плохом настроении!
Если у ребенка что-то не получается не сердитесь, постарайтесь переключить его внимание на другое упражнение, а затем доделайте не получившееся.
Если ребенок устал не заставляйте его. Перед занятием поговорите с ребенком о том, как хорошо говорить правильно и красиво – тогда тебя все понимают.
Приучайте ребёнка бережно относится к логопедической тетради.
Желаем успехов!
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Затем усложните упражнение: во время выдоха язык пусть лежит на нижней губе. Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.
Футбол. Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков.
Ветряная мельница. Для этой игры необходима игрушка - мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия малыша стихотворным текстом: Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч! А.С. Пушкин
Бабочка Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, «чтобы она полетела». Ребенок делает длительный плавный выдох.
Кораблики Взрослый и ребенок вместе делают из бумаги кораблик. Кораблик опускают в таз с водой. Таз должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха.
Шторм в стакане Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны. .
Уважаемые родители!
Предлагаем вашему вниманию базовый комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек, нижней челюсти.
Данные упражнения помогают улучшить подвижность и согласовать работу органов речи, увеличить силу их движений, «приучить» язык, губы и нижнюю челюсть к определенному положению, которое они должны занять для правильного произношения того или иного звука.
Систематическое выполнение артикуляционных упражнений создаёт условия для формирования любой группы звуков.
Важно помнить, что необходимым условием для эффективного усвоения упражнений является эмоционально-положительный настрой как ребёнка, так и взрослого.
Старайтесь превращать занятие в увлекательную игру: например придумайте забавную историю или выполняйте их вместе с любимой игрушкой. Пусть малыш выступит в роли учителя и научит выполнять эти упражнения папу, бабушку.
Как выполнять
артикуляционную гимнастику?
При выполнении артикуляционной гимнастики ребёнок находится в положении сидя.
Сначала нужно показать ребёнку упражнение и объяснить его выполнение. Затем выполнить упражнение вместе с ребёнком перед зеркалом, и только после того, как ребёнок научится выполнять упражнение самостоятельно, зеркало следует убрать.
Необходимо контролировать качество выполнения упражнений:
· равномерное участие левой и правой половины языка, губ,
· удержание правильной позы в статических упражнениях,
· четкая смена позиций при выполнении динамических упражнений
Каждое упражнение выполняется под спокойный счет взрослого до 5 (постепенно увеличивая до 10)
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики выполняется ежедневно. Желательно за одно занятие проделывать не больше 5 упражнений, из них новыми могут быть только одно-два
Желаем Вам успехов
в развитии ваших детей!
«Улыбочка», - растянуть губки в широкую улыбку. Удерживать 10-15 сек.
«Трубочка» Вытянуть округленные губы вперед. Удерживать10-15 сек.
«Заборчик» - Растянуть губы в улыбке так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать 10-15 сек.
«Окошечко» - открыть рот широко (как для произнесения звука «А») удерживать 10-15 сек.
«Месим тесто» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Пошлепать языком между губами «пя-пя-пя» 10-15 раз.
«Блинчик» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
«Иголочка» Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, на прячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
«Часики» Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. Проделать 10-15 раз.
«Качели» Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнить 10-15 раз. Вариант упражнения: попеременно упирать язык за верхние / нижние зубы.
«Чистим зубы» Улыбнуться и открыть рот, Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубы.
«Парус» Рот приоткрыть, кончик языка упереть в верхние передние зубы, удерживать 10-15 сек.
«Горка» Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы, удерживать 10-15 сек.
«Барабанчик» Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами «дэ-дэ-дэ»
«Чашечка» Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10—15 с.
«Вкусное варенье» Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
“Лошадка» Приоткрыть рот, поцокать языком, как «Цокают» лошадки 10-15 раз.
«Грибок»» Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, удерживать 10-15 сек.
«Орешки» Рот закрыть, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки с внутренней стороны, так что на щеках образуются твердые шарики— «орешки».
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (мелкой моторики). Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать.
Эта взаимосвязь речи и мелкой моторики пальцев рук основана на том, что центры головного мозга, отвечающие за речевое развитие и движения пальцев, находятся очень близко друг от друга. Поэтому, стимулируя развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр и других упражнений для развития точности и гибкости пальцев, мы одновременно активизируем соседние речевые зоны головного мозга.
К сожалению, современные дети лишены многих «естественных» тренажеров для развития мелкой моторики, которые были вытеснены из повседневной жизни благодаря техническому прогрессу и изменившемуся социальному образу жизни. Вот некоторые из причин недостаточно развитой мелкой моторики у современных малышей:
- «удобная» одежда (липучки вместо шнурков и замки вместо пуговиц);
- замена продуктивной деятельности (лепка, рисование, рукоделие) на просмотр телепередач или компьютерные игры;
- недостаточное количество прогулок на свежем воздухе и игр с природными материалами (песок, камушки, палочки, шишки и тд);
- отсутствие необходимости помогать старшим выполнять домашнюю работу из-за большого количества бытовой техники.
Поэтому в настоящее время необходимо особое внимание уделить целенаправленному развитию тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук. Сделать это можно с помощью следующих упражнений:
Действия с различными предметами:
- Массаж подушечек, фаланг пальцев и ладони может выполняться взрослым руками. При этом используют следующие приемы:
- Пальчиковые игры под стишки-потешки помогают не только стимулировать развитие речевых навыков, но и развивать у ребенка координацию движений, активизировать память, мышление, внимание, а их совместное выполнение со взрослым дают возможность устанавливать положительный эмоциональный контакт.
- рвать и мять бумагу, месить тесто,
- завинчивать и развинчивать пробки на пластиковых бутылках,
- развязывать и завязывать узелки,
- расстегивать и застегивать пуговицы,
- перебирать крупы, камешки, мелкие предметы (под присмотром!)
- складывать мелкие предметы в сосуды с узким горлышком,
- выкладывать фигурки из спичек, счетных палочек, пуговиц,
- лепить из пластилина, играть с песком и т.д.
- поглаживание (может быть прямолинейным, спиралевидным, зигзагообразным, продольным, кругообразным, комбинированным),
- растирание (производится определенное давление на поверхость и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку),
- вибрация (похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание).
Целесообразно проведение массажа различными предметами:
- массажными мячиками, шариками Су-Джок
- шестигранными карандашами,
- шишками, орехами и т.д.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Подбирайте игры, которые окажутся по силам малышу. Сначала покажите все действия с пальчиками, при необходимости помогите пальчикам ребенка принять нужное положение, потом попросите его повторить.
Разучивайте движения сначала одной рукой, затем другой. Когда движения будут хорошо отработаны, можно выполнять задания двумя руками одновременно.
Играйте понемногу, но регулярно и с хорошим настроением!
Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования (PDF, 1.38 Мб.)
Су-Джок терапия—одна из нетрадиционных технологий, успешно применяемых в логопедии при коррекции различных речевых нарушений. Су-Джок массажеры—небольшие пластмассовые шарики с шипами-колючками или пупырышками в комплекте с массажными металлическими пружинками в виде колечек (свободно продаются в аптеках).
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Внутренние органы и системы человека имеют проекцию на поверхности кожи в виде специальных зон или точек, особенно много их на верхних и нижних конечностях. Воздействие на эти зоны позволяет активизировать работу соответствующего органа, улучшить его состояние, уменьшить негативные проявления.
Использование элементов Су-Джок терапии
* способствует нормализации мышечного тонуса,
* стимулирует речевые области в коре головного мозга;
* содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности,
* помогает совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание
«Мальчик-пальчик»
- Мальчик-пальчик, где ты был?
(Надеваем кольцо су джок на большой палец.)
- С этим братцем в лес ходил,
(Надеваем кольцо су джок на указательный палец.)
С этим братцем щи варил,
(Надеваем кольцо су джок на средний палец.)
С этим братцем кашу ел,
(Надеваем кольцо су джок на безымянный палец.)
С этим братцем песни пел.
(Надеваем кольцо су джок на указательный палец.)
«Малыши»
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа (мизинец)
«Сорока»
Проговаривая слова русской народной потешки, водим сначала шариком по ладони, а называя очередного гостя – одеваем на каждый палец колечко, прокатывая его до основания и снимая.
«Черепаха»
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(Дети катают Су Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(Су Джок шарик сдавливают поочерёдно между большим пальцем и остальными пальцами руки. .)
Никого я не боюсь.
(Дети катают шарик между ладонями.)
«Ёжик»
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
На клубочек ты похож.
(Дети катают шарик между ладонями.)
На спине иголки
(Массажные движения большого пальца.)
Очень-очень колкие.
(Массажные движения указательного пальца.)
Хоть и ростом ёжик мал,
(Массажные движения среднего пальца.)
Нам колючки показал,
(Массажные движения безымянного пальца.)
А колючки тоже
(Массажные движения мизинца.)
На ежа похожи.
(Дети катают су джок между ладонями.)
«Медведица»
Шла медведица спросонок, (
нажимать шаром по ручке малыша, имитируя шаги),
а за нею – медвежонок (нажатие сделать слабее).
Прибежали тут детишки, (
снова усилить воздействие, ускорить темп),
принесли в лукошке книжки.
Стали книжки открывать (
нажать шаром поочередно на пальцы)
и на листиках писать.
буклет Су-Джок - волшебный шарик (PDF, 0.99 Мб.)
ОШИБКИ ВЗРОСЛЫХ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ УСПЕШНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ
Ошибка № 1. Игнорируем домашние задания.
Речь развивается по принципу формирования условных рефлексов, то есть в результате многократного повторения. Автоматизация поставленного звука не исключение. Если не выполнять рекомендации логопеда, не тренироваться ежедневно дома, результат будет минимальным.
Ошибка № 2. Слишком высокий темп речи.
Взрослый должен своим примером демонстрировать ребёнку приемлемый темп речи. При высокой скорости речевого потока ребёнок не будет успевать контролировать органы артикуляции, поэтому на первых этапах закрепления звуков, следует контролировать и темп речи, и правильность произношения поставленного звука.
Ошибка № 3. Слишком сложный речевой материал.
Если ребёнок пока ещё нечётко произносит звук изолированно, то не стоит предлагать ему произносить скороговорки, стихи и т.п. То же самое относиться и к ситуации, когда ребёнок перешёл на этап автоматизации звука в словах, но пока делает это неуверенно и с трудом. Закрепление звука должно проходить постепенно: изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, фразах, связной речи. Нельзя пропускать эти этапы, особенно если ребёнок преодолевает их с трудом. Придерживаемся принципа "от простого к сложному". Иначе говоря, как ребёнок будет произносить фразу, используя поставленный звук, если на уровне слога он испытывает трудности? Поэтому переходим с более сложным речевым конструкциям только тогда, когда освоили более простые.
Ошибка № 4. Не обращаем внимание на произношение ребёнка в быту.
Поставленный звук необходимо отрабатывать не только в тех упражнениях, которые даёт логопед, но и в бытовой речи, в самых разных ситуациях: дома и по дороге в детский сад, на прогулке и в магазине и т.д. Так у ребёнка будет формироваться осознание того, что поставленный звук нужно произносить не только в кабинете у логопеда. И, конечно же, напоминать и поправлять ребёнка необходимо в доброжелательной форме.
Ошибка № 5. Не мотивируем ребёнка.
Необходимо поддерживать ребёнка на этапе автоматизации звука, ведь это для него огромный труд, требующий как физических, так и эмоциональных усилий. Обязательно надо не только указывать на ошибки, но и обращать внимание на красивое, правильное произношение! Если делать акцент только на ошибках, у ребёнка никогда не возникнет мотивации к дальнейшим занятиям, а только отвращение. Хвалите и искренне радуйтесь успехам ребёнка!
Развитие речи ребенка – важное направление дошкольного образования. Богатый словарный запас - один из важных критериев развития ребенка и залог последующего успешного обучения в школе. Формула усвоения ребенком новых слов очень проста: ребенок слышит слово → понимает его значение → запоминает слово (пассивный словарный запас) → учится применять его в речи (активный словарный запас). Для этого нужно:
- !!! читать !!! (перед сном и по желанию ребенка)
- !!! говорить !!! (грамотно, красиво, плавно)
- !!! обсуждать !!! (книги, погоду, праздники и т.д.)
- !!! играть !!! (регулярно и с хорошим настроением)
варианты лексических игр
- «один-много» (стул-стулья, огурец-огурцы);
- «назови ласково» (дом-домик, стул-стульчик);
- « я знаю 5…» (имен, фруктов, игрушек и т.д.);
- «антонимы» (холодный-горячий и т.д.);
- «синонимы» (мягкий, нежный, приятный и т.д.);
- « делим на части» (дерево: корни, ствол, ветки);
- « отгадай-ка» (узнать предмет по описанию);
- « 4-й лишний» (яблоко, банан, огурец, ананас);
- «правда или ложь» (яблоко и банан это одежда);
- «закончи предложение»
Сегодня ни для кого не секрет, что четкая, грамотная, выразительная речь, соответствующая возрастной норме – залог успешного обучения в школе. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать мир.
В норме к 7 годам речь ребенка должна соответствовать следующим критериям:
- словарный запас 3500-4000 слов (присутствуют все части речи);
- чисто произносит все звуки родного языка;
- различает и дифференцирует звуки речи;
- может безошибочно произносить слова различного типа сложности, например: велосипедист, сковорода и т.д
- умеет рассказывать, пересказывать, высказывать предположения, формулировать свое отношение;
- грамотно согласовывает слова в предложении;
- использует сложные предложения;
- использует абстрактные и отвеченные понятия, обобщения;
- чтение плавное, ребенок понимает прочитанное.
- отсутствие зеркально написанных букв.
Если ребенок владеет навыком чтения:
Если ребенок владеет навыком письма:
На что необходимо обратить внимание:
- состояние звукопроизношения. Если в речи ребенка отсутствуют или неверно произносятся некоторые звуки- обратитесь за помощью к логопеду, и ежедневно выполняйте рекомендации специалиста. Если звукопроизношение не нарушено, не ленитесь уделять несколько минут в день работе над дикцией – выполняйте некоторые упражнения артикуляционной гимнастики, произносите с ребенком чистоговорки, скороговорки.
- состояние фонематических процессов. Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, и др.
- состояние словарного запаса. Для расширения словарного запаса ребенка необходимо: а) читать ребенку как можно чаще: обязательно перед сном и по желанию ребенка; б) говорить (следите, чтобы Ваша речь была грамотной, четкой, плавной, выразительной); в) обсуждать с ребенком книги, праздники, погоду, путешествия и т.д.; д) играть в лексические игры («один – много», «назови ласково», «антонимы», «синонимы», и т.д.)
- состояние слоговой структуры слова. Необходимо следить за отсутствием пропусков, перестановок, вставок слогов в сложных словах.
- состояние грамматического строя. Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч, красное платье), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
- состояние связной речи. Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок
- развитие пространственных функций. Необходимо безошибочно определять правую, левую стороны, вертикальное, горизонтальное положение, середину.
учимся держать ручку БУКЛЕТ (PDF, 0.89 Мб.)